ВО СЛАВУ БОЖИЮ

Живописец Глазкин Евгений Егорович. Его картины на бытовые и религиозные темы, жанровые сюжеты, виды церквей, монастырей, портреты а так же пейзажи. Натюрморты в основном с цветами и фруктами. Прекрасный график. Студент Глазкин Евгений был высоко оценен педагогом педагогического отделения училища 1905 года, Василием Николаевичем Бакшеевым учеником Левитана. Мы готовили альбом с название ВО СЛАВУ БОЖЬЮ. Отсняли все работы, находящиеся в личной коллекции художника. Часть работ подарены и находится на постоянной выставке в МУК  “Сычевком краеведческом музее”. Издать фотоальбом не успели ! Евгений Егорович Глазкин скончался осенью 2017 года.

17 ноября 2023 г., исполнилось 10 лет с того дня, когда архимандрит Силуан (Глазкин, сын Глазкина Евгения Егоровича), игумен Троице-Сергиева Варницкого монастыря в поселке Варницы города Ростова Великого Ярославской области, был рукоположен в епископа Лысковского и Лукояновского. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиерейский жезл епископу Лысковскому и Лукояновскому Силуану

Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

В 1919 г. Троице-Сергиев монастырь был закрыт, а в последующие годы – почти полностью разрушен. Был уничтожен Троицкий собор, ограда, жилые и все хозяйственные строения. По территории бывшего монастыря была проложена автомобильная дорога. Уцелели лишь Введенская церковь и еще несколько построек. С 1995 года началось восстановление монастыря. На этот момент настоятелем был архимандрит Силуан. Он с  братиями отстроил архитектурный ансамбль монастыря заново. Возрожден Троицкий собор, отреставрирована и возобновлена Введенская церковь.  Над Святыми вратами построен храм в честь преподобных Кирилла и Марии, построены служебные, жилые и административные корпуса.  Возводится большой собор в честь Преподобного Сергия Радонежского. Ныне Троице-Сергиев Варницкий монастырь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры – состоит в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В обители действует православная гимназия – одна из лучших в России.

Из воспоминаний Евгения Егоровича Глазкина:

20 февраля 1930г. в крестьянской семье, Сычевском районе, в Смоленской деревне Кудиновка, у Натальи Петровны и Егора Федоровича Глазкиных родился, после дюжины ребятишек ещё один сын Евгений. Ни она сама, ни кто-нибудь другой из односельчан и подумать не мог. Что в мире стало на одного художника больше. В 1938 г. большая семья, рано овдовев, лишившись отца-председателя колхоза,она одна поднимала 13 детей. Чтобы как то помочь маме, её сестра Дарья, которая в 1936 году вышла замуж и уехала из деревни в город Пушкино Московскойобласти и предложила переехать к ней. Так что, когда началась война семья уже жила в Пушкино. Мать работала на заводе. Еще в бытность проживания в деревне Сычевка учась в школе Женька учился хорошо, увлекался по началу музыкой – игрой на балалайке, а потом семиструнной гитаре. Мечтал стать музыкантом. Вскоре достиг такой виртуозности в исполнении, что любители потанцевать на сельских вечерках заходили вечером за ним. Кто нибудь из ребят сажал музыканта себе за спину, и довольный до нельзя мальчишка <<ехал>> к <<очагу культуры>>. Там балалаечника усаживали в красном углу и действо начиналось. С онемевшими от игры руками, с закрывающимися от сна глазами доставляли его тем же способом домой. Иногда он успевал засыпать прямо на тёплой спине своего добровольного <<рикши>>.

Из воспоминаний Евгения Егоровича о проживании в городе Ряжск Рязанской области в 1991 году: – Иногда тихим вечером, когда переделаны все домашние дела и в трубах отопления слегка пощёлкивает горячая вода, я брал в руки балалайку. В зависимости от настроения выбирал из своего репертуара подходящую мелодию. Хозяйка – Тамара Павловна и кот Пушок с видимым удовольствием внимают находящим отклик в душе трёхструнным звукам. Уже в 5-ом классе у Евгения начала проявляться страсть к рисованию и он записался в кружок изобразительного искусства. Даже дефицит бумаги, вызванный бушующей войной, не повлиял на увлечение рисованием. Детство, родное гнездо, первозданная природа-все это оставило в душе Евгения неизгладимый след. Это была почва, на которой вырос его недюжинный талант. А после окончания семилетки юный художник совсем уже было возномерился ехать в Москву, поступать в художественное училище, слышал от учителя рисования – есть такое в столице. Но вмешались родственники, Уговорили, отговорили и приговорили учиться дальше: вот после десятилетке поезжай, тогда можно будет. Всего на один год хватило тех уговорных речей. Тем более успел он за это время познакомиться с сыном школьного учителя рисования и руководителя кружка одновременно, увидел живописные работы его – почти своего ровесника – учащегося того самого художественного училища. Вместе с наставником И.И. Гороховым удалось побывать в Третьяковке. Третьяковка…. Когда я увидел подлинные шедевры изобразительного искусства, у меня был настоящий шок. Я ходил по залам как заворожённый и думал: сколько же надо трудиться, чтобы так рисовать ! Но для себя решил во что бы то не стало стать художником. Всё это вместе взятое и заставило действовать. В 1947 г. после восьмого класса тайком, не распространяясь особо о своей задумке, уехал Евгений в столицу, отдал документы в художественное училище им.1905 года.

На творческом конкурсе в огромном зале сгрудились у мольбертов человек двести абитуриентов, и тем, кто не поторопился прийти пораньше, места достались в далеке от установленного натюрморта. На следующий день желающих поступить заметно поубавилось, а к концу третьего дня в зале было свободно. То ли присматривающие за работой экзаминаторы посоветовали <мастерам кисти> поискать счастья в другом месте, то ли сами они догадались об этом и незаметно ушли, но до конца остались расправляться с <<мёртвой природой>> натюрмортом чуть больше четырёх десятков претендентов на место под солнцем. Среди них оказался и наш знакомый – Евгений Егорович Глазкин. Правда, ему пришлось изрядно поволноваться, когда он читал списки зачисленных в училище, составленные в обычном алфавитном порядке. Стараниями секретаря-машинистки на положенном месте фамилии Глазкина не оказалось. Еле сдерживая биения сердца, теряя надежду, бегал он глазами по фамильному столбику и… О чудо ! Предпоследним на листке обнаружил-таки себя. Поступил ! Несколько лет учёбы буквально пролетели, на столько стремительным было вхождение в мир искусства. Много сил отдавал становлению своих подопечных ученик великого Левитана Василий Николаевич Бакшеев. Дни летних каникул Евгений проводил на родине у родственников и нужно было видеть, как возвращался
он в Москву, нагруженный этюдником, громоздкими холстами, картонами, краски на которых ещё дышали ароматом летних пейзажей. На длинных километрах пешего пути из дома родственников к железнодорожной станции в лесной чаще случались встречи с лихими людьми, которых немало развелось в голодное послевоенное время по глухим местам российской глубинки. Но они сразу понимали, что владелец кистей, красок, каникулярных работ – бедный художник так же нищ, как и сами <<рыцари больших дорог>>. В сентябре 1950г. с четвёртого курса Евгения призывают в армию. Прямо из аудитории, не закончив учебы даже работу над этюдом с обнажённой натурой, отправляется он на призывной пункт. Служба радио телеграфистом была так же далека от живописи, как Сахалин или Чукотка, где он оказался, от Москвы, затем перевели в Анадырь на военный аэродром, где я работал радио телеграфистом на радиостанции.  Правда, в свободное время, за 4 года, которые он смог заполнить карандашными набросками два альбома, один из которых постоянно находился при нём, под гимнастёркой, удерживаемый туго стянутым солдатским ремнём. Заснеженные равнины, заледенелое море, быт северного народа – вот сюжеты альбомных листов. Возвращение в училище могло стать началом конца: руки совершенно не чувствовали кисть, не ложился мазок,
<<не шёл >> цвет, однака он продожал работать. Но отставной солдат так долго и страстно мечтал об этих днях, что процесс адаптации, хоть и мучительно, но завершился благополучно. Не заставил себя ждать и момент рождения нового дипломированного специалиста. В 1956 году Евгений закончил художественное училище им. 1905 года получив диплом ,со званием , учитель рисования и черчения средней школы. На юбилейной выставке Художественного училища им.1905 года, его диплом представили в Ц.Д.Р.И А жизнь тем временем обращалась с художником жестоко. Точно еще раз доказывая, что за все приходится платить. За бескорыстный восторг, за прозрение таланта. Словно для жертвы изымались семейные тихие радости, личное счастье. С 1956 г. и до 1960 г. Я преподавал рисунок в школе №1. Королёв. Преподавательская работа в подмосковном Калининграде была характерна обилием свободного времени и недостатком средств к существованию. На мечта, стать настоящим художником и подтолкнула Е.Глазкина к получению высшего образования. Но поступить в Суриковский институт не удалось, повезло с полиграфическим, выручило то, что экзамены здесь начинались в более поздние сроки, можно было успеть сдать документы сюда. Поступил учиться в Московский полиграфический институт на художественный факультет. Трудновато приходилось. Сёстры ругали, зачем, мол, пошёл опять учиться, и так жизнь тяжёлая, но я всё же решился. Летом грибы, ягоды собирал, а мама продавала, подручным рабочим был, но учёбу не бросил. Здесь как и в училище им. 1905 года, в преподавателях оказался замечательный художник, ученик известного советского графика Владимира Фаровского – Андрей Гончаров. Учителя Евгения Глазкина, воспитывали уважение к мастерству и лучшим традициям русской живописной школы, в тоже время способствовали развитию духа поиска и новаторства. В дальнейшем творчестве Е.Е.Глазкина будет чётко прослеживаться влияние русских мастеров Левитана и Фаворского. С особенным старанием овладел Евгений приёмами превращения двухмерного изображения на полотне в трёхмерное, своеобразными <<прорывами пространства>>. Постоянные поездки, и работа в любое время года на природе способствовали способствовали постижению мастерства. Художник работает с удивительной быстротой. Стараясь показать сокровенную жизнь природы. Силы черпал студент на родине и у мамы – простой женщины нелёгкой крестьянской судьбы, так и не научившейся грамотно писать, но философски понимающей смысл бытия. Она буквально отдавала
от себя последнюю копейку ради учёбы сына: холсты, краски, кисти – сначала они, а потом уже всё остальное. Художник в своих работах постоянно в полюбившиеся места.
Диплом.
В дипломной работе была отражена тема жизни народов севера, с которой автор познакомился во время своей солдатской службы. Затем картина, изображающая соревнование оленьих упряжек, заняла одно из центральных мест на выставке в Доме работников искусств.

В 1965г. закончил ВУЗ и работал художественным
редактором в военном издательстве, делал цветные иллюстрации к рассказам о подвигах героев
Великой Отечественной Войны. Живописец, увидевший по-своему новь, время, людей, мир природы, Отчизну
и воспевший все это в картинах ярких, звучных – вечен. Техника письма и заданость не превосходствуют над чувством.

Потом ушёл работать в КХР г.Химки, в портретный цех.
Рисовал портреты членов Политбюро ЦК КПСС. Заказов было много, но всё-таки находил время поработать для души. Понимая, что художник должен работать не на заказ, а по воле сердца. Что ближе тебе по душе – то и пиши.
С 1968 года до 1981 года он занимается созданием буклетов и макетированием книг о творчестве артистов театра и кино. Хитяева, Ильинский, Голубкина, Шукшин, Джигарханян – они и их роли стали героями альбомов, одним из соавторов которых стал Е.Е.Глазкин.
В 1968г. Женился.
В 1968г. работал в военном издательстве, редактором в плакатном отделе.
В 1969г. родился сын Александр.
В 1969г. совершаю поездку в Армению, город Кировакан, озеро Севан, где сделал рисунки и этюды.
В 1973г. совершаю поездку в Коми, г.Сывтывкар, г. Эжва, где шло строительство бумажного комбината.
Там сделал ряд рисунков по которым были выполнены линогравюры.

19 июля 2000 года.

В выставочном зале Ржева новая экспозиция и очередное открытие для ржевских любителей живописи нового имени. На этот раз здесь представлено 120 картин художника из подмосковного города Пушкина – Евгения Глазкина, которому нынче исполнилось 70 лет. В выставочном зале Ржева представлены работы художника, написанные в разные годы его творчества, но все они пропитаны стремлением одарить людей красотой, желанием высказать языком живописи свои наблюдения и размышления о тех или иных жизненных явлениях. Значительное место занимает пейзаж – жанр, наиболее стабильный в языке художественного повествования, непосредственно выражающий эмоции, мироощущение автора. Опираясь на традиции пейзажной живописи второй половины XIX века, Евгений Глазкин ищет возможности выразить свой личный взгляд на природу, передать чувства, которые вызывает общение с ней. Средняя полоса России, где он исходил немало дорог, становится для него неиссякаемым источником сюжетов. <<Лес зимой>>, <<Осень в деревне>>, <<Ранний снег>>, <<Тишковское водохранилище>>, <<Река уча>>, <<Река Хотча>>, <<Стога зимой>> – в этих и многих других его произведениях нет особых красот, необычных видов, эффектных мотивов. Художника пленяет скромная красота русской природы, в которою он влюблён, и эта любовь делает значительным каждый мотив, выбранный им для изображений. В предоставленных работах чувствуется тяготение к сельским пейзажам. И это неудивительно. Выросший в деревне, он хорошо знаком с размеренным ритмом деревенской жизни, с любой мелочью крестьянского быта. в вечном споре о пейзажной живописи – право пейзажа на самостоятельное существование наравне с другими жанрами. Движение человеческий мысли, о способности воспринимать природу не просто как фон, а как основу мироздания, с которой он связан кровной нитью, и этом его душевное, физическое здоровье, и мудрость, и величие. В сельской глубинке ему по настоящему открылась душа природы. Берега небольшой реки, тихие заводи и песчаные отмели, живописные леса, крестьянские избы, вдохновлявшие не одно поколение художников, изображены Евгением Глазкиным с большой искренностью и задушевностью. Обыденность, затейливость этих мотивов не мешает художнику повторно к ним обращаться. Одна река Хотча, например, предоставлена река Утча на выставке в пяти картинах и везде она выглядит неодинаково. Ржевские ценители прекрасно могут познакомиться на выставке и с портретами, и с яркими, колоритными натюрмортами художника.<<Васильки>>, <<Черемуха>>, <<Полевые цветы>>, <<Земляника>>, <<Дикий шиповник>> – все такое живое и объёмное ! Его живопись звучит, как многоголосый хорал природе, воспринимающийся как музыка говорящих красок и линий. Большинство картин выполнено щедрыми мазками масляной краски. Но есть здесь и темпера, пастель – с разнообразием цветовых гамм, бархатистой, матовой фактурой.

Из графических циклов предоставлены линогравюры, созданные под впечатлением поездки художника по горным дорогам Армении. Но к какому бы жанру не обращался художник, содержание его произведений всегда навеяно увиденным, прочувствованным, пережитым. Сюжеты работ Евгения Глазкина просты. Он берёт их из окружающей жизни: изображает расчистку леса, работу в сельской пекарне, чукчей, отправляющихся на охоту, пишет колокольню Никольского сабора – и всё это пропущено через его восприятие, окрашенное теплом и восхищением. Политра художника имеет невиданную интенсивность, она исполнена торжеством света. Как буднично – и какое феерическое празднество красок. Чтобы написать такое, ка нужно понимать, любить природу.

Евгений Глазкин никогда не стремился устраивать свои персональные выставки, но всегда щедро делился своими работами. 500 работ он подарил Сычевской галерее, 300 картин передал Ряжскому краеведческому музею, что в Рязанской области, 90 работ оставил для Ржевского выставочного зала.

Среди заснеженных домиков Столповки живописно расположилась фигура художника. работающего у расставленного этюдника. На небольшой картонке рождается копия городской окраины… Несколько десятков этюдов, натюрмортов, подаренных художником местному краеведческому музею, запечатлели красоту нашего края. Украшает возвращаемую к жизни Скорбящую церковь, что в 1 Маркучах, образ Ксении Петербуржской Богоматери – икона написана Е.Е.Глазкиным в дар храму в 1992 году.

2 февраля 2007 г.

Евгений Егорович может трудиться сутки на пролёт. Работ у него бесчисленное множество, но, по словам художника, он их совсем не продаёт, а просто дарит. “Это же мои дети – как я могу их продавать” – говорил он. Настоящую выставку Евгений Егорович посвятил своей матери Наталье Петровне Глазкиной. Правда, на выставке только один её портрет. Уже не молодая женщина, она изображена там за чисткой шиповника, в рабочей одежде. “Этот портрет я написал
за те 2 часа, пока она чистила картошку. Дело в том что её никогда нельзя было застать на месте”, – рассказывает художник и аккуратно ставит все подаренные ему цветы в вазу, стоящую прямо под портретом.

Открытие выставки было не совсем обычным. Дело в том, что в нём участвовал настоятель Ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря архимандрит Силуан. Это сын Евгения Егоровича Глазкина. Специально для того, чтобы попасть сюда, он проделал не близкий путь от Ростова Яраславского до Ивантеевки. Перед открытием выставки он и ещё два священника, протоиерей Иоанн Герасимович и священник Роман из Никольского храма города Пушкино, совершили небольшой мобелен. Это был мобелен в благодарность Богу за то, что он даровал талант художнику. Был даже церковный хор из Никольского храма.

На выставке очень много работ изображающих церкви и монастыри. Это, например, картина “Георгиевская церковь”, “Никольская церковь”, “Южная часть женского монастыря в Хотьково” и множество других.

“Картины моего отца наполнены светом, и самое важное, что они прославляют Творца, – сказал на открытии выставки отец Силуан. – сегодняшний день – день благодарности художнику, который трудился не жалея своих сил. Ведь за каждой картиной стоит труд. И пусть Господь помогает моему отцу в прославлении России и её храмов.” Обоятельные и поэтичны творения Евгения Глазкина. Взгляд останавливается и на полотнах, изображающих цветы: “Дикий белый шиповник”, Весна …Она переменчива, многолика, то как ее образ запечатленный художником затрагивает наши чувства, запоминается …..
“Полевые цветы”, “Ландыши”, “Купавны”. Мазки, который художник использует для писания картин, лишь на первый взгляд кажутся грубыми. Минута – и перед тобой нежный цветок. И он вовсе не представляется тебе нарисованным, ты видишь его живым. Отойдёшь на пару шагов, и он словно выглядывает за рамки картины, не ограничиваясь ими. Сомнений в таланте художника не остаётся, будь ты великий ценитель искусства или обыкновенный человек.

В 2007 году открываю выставку персональную в г. Ивантеевка, библиотека им. Горбунова, дарю галерее 2-е работы.

– выставка художника земляка – 18 июля 2009

Земляки о художнике.
Недавно к нам в Смоленскую область, в Сычёвку, на свою малую родину, вновь приехал художник Евгений Егорович Глазкин. Сычевляне давно знакомы с мастерством живописца, ведь Евгений Егорович никогда не забывает, откуда он родом, устраивает в нашем городе выставки своих работ, которые мы уже успели полюбить.

Детство Мальчика – будущего художника, родившегося и выросшего в деревушке Смоленской области , то что он в последствии в творчестве, было в какой-то мере возвращением к самым ранним своим впечатлениям, истинным раскрытием собственного “я”, душевной , социальной своей сущности.